Skip to content
 

Апельсин только для ребенка

Апельсин для ребенка  Давать подростку деньги на мелкие расходы или не давать? Как контролировать его траты? Как внушить детям правильный взгляд на роль денег в ряду других ценностей жизни?
  Тема «Дети и деньги» мало кого оставляет безучастными. Чем объясняется эта горячая заинтересованность в теме?
  Советским людям чужда психология собственников и накопителей, у нас нет места культу денег. В сознании советского человека деньги —  только необходимое на данном этапе развития общества средство распределения материальных благ по труду и вовсе не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности.

Апельсин только для ребенка

Педагоги и социологи обычно спрашивают родителей, какие качества они стараются воспитать в своих детях и родители перечисляют:
  • мужество,
  • трудолюбие,
  • волю,
  • честность,
  • доброту
Но о деньгах никто не говорит, редко вспоминают о щедрости и совершенно не говорят о деньгах. Пока ребенок растет, мы заботимся о воспитании в нем щедрости. В песочнице, призываем делиться игрушками, объясняем, что нужно делиться и делим апельсин, конфеты. А в книжках читаем:» Кашку кошке не дадим, кашку сами поедим» и стараемся поступать правильно, кормим голубей, котят, щенков, велим поделиться лакомством с ребятами. В семье сами же сводим на нет действенность этих заученных педагогических приемов. Не так ли у вас в семье, скажем:»Апельсин — только для ребенка», и когда ему три года, и пять, и пятнадцать. Чем мы руководствуемся, что это, ограниченность средств или ограниченность разума?
После такого воспитания и в 35 ваш дитятя не поймет,  что апельсин не только ему или хотя бы не ему первому. Придется ломать себя и свое понимание, только не каждому удастся, и не каждому захочется.
Приведу два примера, которые я наблюдала в своей жизни, возможно и вы вспомните аналогичное из  своей жизни:
  1. На автобусную остановку подошли четверо — папа, мама и мальчики, лет трех и пяти. Все усталые, запыленные, счастливые. У каждого была своя ноша — рюкзаки за плечами по возрасту. Из рюкзачного кармана мама вынула два шоколадных батончика. Оба четко разделила пополам, подала каждлму его долю.
  2. Пришли в гости папа, мама, их дети: сын 8 лет и дочь 5 лет. Хозяева всех поздравили с новым годом и детям подарили подарки. Младшая спрятала свой подарок и стала отнимать у брата его подарок, чтобы рассмотреть. И папа, и мама, стали убеждать сына показать «маленькой» свой подарок, «ведь она посмотрит подарок и ничего  с ним не сделает». Сын уступил, но далось ему это тяжело, т.к. обида и несправедливость отложились глубоко в детской душе. Младшая свой подарок не показывала и подсмеивалась весь вечер над братом, что ей удалось настоять на своем.
Эти истории заставляют нас о многом задуматься.
В школьные годы забота родителей о нравственном воспитании часто отходит на второй план, отступая перед «отметочной лихорадкой» и «гармоническим развитием», то есть музыкальным, хореографическим, плавательным, иностранными языками и другими видами образования. И все это требует времени.
Конечно, отличные отметки важны, именно они свидетельствуют о добросовествном отношении к труду. Важно и эстетическое и физическое развитие, но не любой ценой. Мы можем учить ребенка беречь время, быть собранным, побеждая в себе праздную лень. Но если учим ребенка беречь время, изгоняя из своей жизни созерцание и мечтательность — мы насаждаем в нем эмоциональную тупость и ограниченность. Если же мы учим беречь свое время настолько, чтобы отказаться пожертвовать им для друга, для человека, которому нужна помощь, — тогда уж прямо формируем в растущем человеке холодный прагматизм и эгоизм.
Но  мы начали говорить не о времени, а о деньгах. Вспомните пословицу: «Время — деньги«. Очень дорожить своим временем и очень дорожить своим рублем — не одно и то же. «Свое время» может быть отдано на дело высокое и общее. Но когда родители увлекуться, воспитывая бережливость в ребенке ко всему своему, включая время, рискуют воспитать собственника.
Стараетесь ли вы воспитать в своих детях бережливость? А щедрость? Не всегда источник эгоизма и жадности легко прослеживается. Как правило, сначала не придают значения, когда маленький ребенок, на просьбу:»Дай мне игрушку», неизменно отвечает решительным отказом, энергично прижимая к груди свою игрушку, мало того, родители и родственники даже умиляются этой детской эмоции. Но ребенок растет и закрепляется статус жадности. Однажды поехали на дачу в электричке. Трехлетняя девочка держала на коленях красивую куклу. Напротив сидела девочка постарше. Трехлетняя девочка перехватила восхищенный взгляд соседки, прижала куклу к груди и во избежание недоразумений четко и громко объявила:»Я — жадина!». Взрослые посмеялись, не слишком настойчиво и безрезультатно попросили девочку дать соседке подержать куклу. Позже вспомнили, как с самого раннего возраста часто приговаривали вовсе не строго:»Ах ты жадина» или  совсем ласково:»
Ах ты маленькая жадинка!» Малышка усвоила, что ждиной быть не плохо, даже удобно.
К счастью, родителей девочки отрезвил незначительный эпизод. В их доме на насколько дней проездом остановился малознакомый человек. Уежая, он сделал несколько странный подарок — дал девочке новенький металлический рубль. Четырехлетняя девочка вдруг стала обладательницей некоего капитала.
«Бабушка! — захлебывалась о т восторга девочка, — Мне дядя Паша подарил деньгу!»
«Зачем?» — растерялась бабушка.
«Он сказал, что-нибудь купить!»
«Интересно… Что же ты собираешься купить?». Девочка призадумалась.
«Может быть, маленькую куколку?» — подсказала бабушка. Девочка скучно качнула головой:»У меня их много».
«А шоколадку?» — стала перечислять бабушка.
«Мне шоколадки мама покупает».
И тут бабушка озарило, она предложила:»А что, если на эту денежку купить шоколадку маме?» И тогда маленькая ладошка, на кторой лежала блестящая монета, быстро-быстро сжалась в крепкий кулачок. Девочка взмахнула ресницами и строго глянула на бабушку:»Дядя Паша ее мне дал…»
Женщина почувствовала укол  в сердце. Даже не от слов внучки, а от судорожного, почти иестиктивного движения детской руки. И само собою пришло на ум отчужденно холодное, какое-то даже враждебное слово, которое так не вязалось с ее горячей нежностью к ребенку:»прижимистая…»
В тот вечер  взрослые засиделись на кухне, они решили объявить войну бескровную и безнерврную детсткой жадности. У девочки не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия.  Но в данном примере нужны были не шутливые или наглядные примеры, а серьезные объяснения.
В семье старались  как можно чаще оказывать друг другу знаки внимания подарками, помощи друг другу. С девочкой и при девочке обсуждали предстоящий подарок родным и знакомым, при ней проходила процедура дарения и постепенно девочку включили в игру. Она перестала жадничать во дворе, выносила на улицу любимые игрушки и давала другим детям играть. Видно было, что поначалу девочке было трудновато делиться игрушками. Но пришло время и она начала дарить игрушки своим девочкам. Дома она стала автоматически делиться дольками шоколада и не только.
Когда девочка пришла в школу, она оказалась одной их тех, кто легко делился ластиком, карандашом, ручкой, яблоком… Она не была «жадиной».

 Дети и деньги

До школы девочке не приходилось иметь дело с деньгами. В магазин ее не посылали, о деньгах не говорили, семейный бюджет при ней не планировали. Когда в школу потребовалось отнести деньги на завтраки, сдачу девочка домой не донесла. Домой она пришла нагруженная покупками: значки, точилки, календарики…  Ее не ругали. С ней провели беседу, что она купила ненужные вещи, что деньги, которые она потратила так бестолково, мама получает за один день работы и что придется теперь экономить несколько дней. На вопрос «Поняла?» девочка кивала головой, но на следующей неделе повторилось то же самое. Ее попросили купить хлеба, на сдачу она купила морожение и лимонад. Девочка оправдывалась, что мороженое и лимонад не лишняя покупка, она захотела и съела. Ей объяснили, что деньги были предназначены для всей семьи.
Родители задумались, что делать
  • изолировать транжирку от денег или, наоборот,
  • приучать к бережливости, заставляя преодолевать соблазн.
Выбрали второе. Ее стали часто посылать в магазин, иногда девочка «впадала в грех». Родители решили прибегнуть к «наглядной агитации», например, отменили поход в детский театр, цирк, но это не помогло. Результат дал такой случай: маме предложили купить красивую сумку по сниженной цене, а мама отказалась. «Мы вышли из бюджета», — проговорила она печально и посмотрела на дочь. Эти слова «дошли» до дочки, она бросилась к маме со слезами и попросила прощения.
У них все наладилось,  благодаря бдительности и терпению родителей, наклонность  к мотовству удалось предотвратить во время, пока не приобрелась закоренелая привычка.
Тема «Дети и деньги» в семье должна обсуждаться как можно раньше.

Пожалуйста, поделитесь информацией с друзьями и знакомыми в соц. сетях, нажмите на кнопки:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв