Skip to content
 

Как появились деньги

Как появились деньги  Как появились деньги

Дорогие друзья и читатели сайта «Обрети Финансовую Свободу», вас интересует тема «ДЕНЬГИ» и вы хотите своим детям открыть дверь в страну денег, рассказать как появились деньги, о значении денег в нашей жизни, как обращаться с деньгами, как правильно их зарабатывать и тратить — для вас рубрика «Детские деньги». Деньги — явление не только экономическое, но и культурно-историческое. Из занятий с вами дети узнают о том, что такое деньги, зачем они нужны людям, что было, когда не было денег, чем же тогда расплачивались люди за свои покупки. Именно в этой рубрике вы получите ответы на свои вопросы и вопросы ваших детей о деньгах, выберите для развития своих детей занятия и игры на тему «Деньги»  и просто весело проведете вечер всей семьей. Занятия предназначены для  детей 5—6 лет, не опаздывайте, дорогие родители, дайте своим детям финансовую грамотность во время!

Все задания, рассчитанные на совместную работу взрослого и ребенка, соответствуют особенностям развития и возрасту детей. Задания помогут закрепить полученные знания. Обязательно хвалите ребенка во время занятий за успехи и старание, за терпение и усидчивость, за смекалку и просто желание учиться. Во время занятий будьте доброжелательными и спокойными. Для занятий  вам нужно завести тетрадь, в которой ваш ребенок будет выполнять задания, нужны цветные карандаши, фломастеры и другие канцтовары. Проводите занятие в виде игры,  желательно ежедневно. Старайтесь повторять и закреплять полученные знания на улице, в магазине, по дороге домой или на прогулке — при любом удобном случае, главное, чтобы все происходило естественно и с интересом, как вашим так и вашего ребенка.

Как появились деньги?

Как появились деньги? Что такое деньги? Для нас сегодня — это бумажные купюры, металлические монеты, пластиковые карточки…

А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было и в помине? Значит, были заменители денег — то, чем люди расплачивались за товар, за свои покупки.

В древние времена расплачивались тем, что представляло в данной местности большую ценность: солью, мехами, шкурами, каменными и металлическими изделиями… Этими вещами люди обменивались друг с другом.

Для того, чтобы ребенка постепенно подвести к теме «Как появились деньги» перейдите к первому заданию, прочитайте ему сказку и выполните задание.

 Обмен товаром

ЗАДАНИЕ для родителя:

Прочитайте ребенку сказку «Бобовое зернышко». Перескажите сказку с ребенком вместе, проясните, как «обмен товарами» помог вылечить петушка.

Бобовое зернышко

Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

— Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зернышко!

— Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зернышко и подавился. Позвал курочку:

— Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться.

Побежала курочка к речке:

— Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зернышком!

Речка говорит:

— Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы.

Побежала курочка к липке:

— Липка, липка, дай мне листок! Отнесу листок речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Липка говорит:

— Сходи к девушке, попроси нитку.

Побежала курочка:

— Девушка, девушка, дай нитку! Отнесу нитку липке — липка даст листок, отнесу листок речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Девушка отвечает:

— Сходи к гребенщикам, попроси гребень, тогда дам нитку.

Курочка побежала к гребенщикам:

— Гребенщики, гребенщики, дайте мне гребень! Отнесу гребень девушке — девушка даст нитку, отнесу нитку липке — липка даст листок, отнесу листок речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Гребенщики говорят:

— Сходи к калашникам, пусть дадут нам калачей.

Побежала курочка к калашникам:

— Калашники, калашники, дайте калачей! Калачи отнесу гребенщикам — гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке — девушка даст нитку, нитку отнесу липке — липка даст листок, листок отнесу речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Калашники говорят:

— Сходи к дровосекам, пусть нам дров дадут.

Пошла курочка к дровосекам:

— Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калашникам — калашники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам — гребенщики дадут гребень, гребень отнесу девушке — девушка даст нитку, нитку отдам липке — липка даст листок, листок отнесу речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Дровосеки дали курочке дров.

Отнесла курочка дрова калашникам — калашники дали ей калачей, калачи отдала гребенщикам — гребенщики дали ей гребень, отнесла гребень девушке — девушка дала ей нитку, нитку отнесла липке — липка дала листок, отнесла листок речке — речка дала водицы.

Петушок напился, и проскочило зернышко.

Запел петушок:

— Ку-ка-ре-куу!

ЗАДАНИЕ:

Нарисуйте или вырежьте из журналов картинки в соответствующем порядке по тексту сказки «Бобовое зернышко», чтобы восстановить всю цепочку «товарообмена».

Картинки к сказке "БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО"

Картинки к сказке «БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО»

Покажите ребенку примеры товарообмена в вашей жизни, обратите его внимание на товарообмен, если он происходит при ребенке.

 

Зачем Адаму деньги

В очень старой и очень редкой теперь книге, изданной в 1554 году во Франции, говорится, что деньги выдумал… Адам. Да, да, тот самый Адам, о котором пишет библия!

По библейскому преданию, Адам был первым человеком на земле. Его сотворил сам бог. Чтоб Адаму не было скучно, бог вынул у него ребро и сделал из него женщину, Еву. Адам и Ева жили в раю. Других людей в ту пору не существовало. В раю был сад, но бог запретил Адаму и Еве трогать плоды. Некоторое время Адам и Ева крепились, потом Ева не выдержала и сорвала один плод, поела сама и угостила Адама. За это бог изгнал их из рая.

В книге приводится описание монеты Адама и даже ее рисунок.

В те годы, когда была написана эта книга, историческая наука была малоразвитой, наивной.

Церковь пользовалась этим и старалась уверить людей, что и человек, и то, что его окружает, – все создано богом. Незачем задумываться над существующей несправедливостью, бессмысленно стараться изменить мир. Все от бога: короли и попы, тунеядцы и труженики, богатство одних и бедность других. А раз так, то, значит, и деньги от бога. Смирись со всем этим!

Обманывала церковь. Вольно или невольно обманывал автор старой книги. Зачем нужны были деньги Адаму, раз он не мог за них ничего купить, даже яблоко для Евы?

Теперь наука установила, что много тысяч лет после своего появления люди обходились без денег. Им не нужны были деньги в те далекие времена, когда ничто не продавалось. Они брали у природы все необходимое.

Можно ли представить себе семью, в которой внучка продает бабушке одеяло и на полученные деньги покупает у матери лишний стакан киселя? Так не бывает. Имущество и пища в семье общие, хотя у каждого есть и личные вещи.

Так было и в первобытном обществе, пока люди жили племенем, родом, общиной. Каждый делал, что мог. Тем, что давал труд, пользовались все на равных правах. Собственность была общей. Инстинкт, а потом сознание подсказывали людям, что они не могут жить друг без друга. Человек в одиночку слаб, вместе с другими он может сделать все.

Вначале все члены рода занимались одинаковым трудом: совместно охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья…

Любое из этих занятий требует много сил, навыка. Невозможно делать все одинаково хорошо. Если разделить труд, все пойдет иначе, каждый будет совершенствоваться в своем деле. Труд станет производительнее: затраты сил и времени меньше, продуктов – больше. Люди бессознательно использовали преимущество, которое им давала жизнь обществом. Постепенно появилось разделение труда. Сперва между людьми разного пола и возраста: мужчины занимались охотой, женщины готовили пищу, заботились о детях и жилище. Когда стоянку приходилось переносить в другое место, женщины и подростки тащили на себе имущество, запасы пищи и давали возможность мужчинам продолжать охоту, не отвлекаясь другими делами.

Человек видел постоянное обновление природы: падает перезревший плод, попадет семя в землю – и вырастает новое растение. Уронил сам человек съедобное зерно, втоптал в землю – полежало зерно в земле и вытянулось в былинку, опушилась былинка колосом – появились новые зерна.

Трудно, медленно рождалась из этих наблюдений важная догадка, а из догадок знание; человек постигал основы земледелия. Подражая природе, он заделывал в землю зерна, и земля сторицей воздавала ему за труд.

Не раз, возвращаясь с добычей, охотники приводили с собой звериных детенышей. Повинуясь инстинкту, ни за что не хотел малыш отстать от матери, хоть и убитой. Он чуял ее запах и слепо следовал за человеком.

И человек порой оставлял зверят при себе. Чаще всего, чтобы съесть потом, когда неудачной будет охота.

В конце концов, человек понял, что можно всегда иметь под рукой и мясо и молоко, не зависеть от случая. Он принялся вылавливать животных и, приручая их, обеспечивал себя сытной пищей.

Так к прежним занятиям людей прибавилось скотоводство.

Шло время, и природа все больше покорялась человеку. Он научился владеть огнем: выжигать леса, плавить руду, чтобы добыть металл, обжигать глину, чтобы делать посуду… Он усовершенствовал орудия лова рыбы, научился выращивать съедобные растения, не только приручать, а и разводить животных.

Кроме того, некоторые животные помогали ему в работе: переносили грузы, возделывали землю под посевы. Прирученная лошадь позволила с недосягаемой раньше скоростью преследовать зверя.

Разделение труда увеличило связь людей между собой: каждый дополнял друг друга. Но имеете с тем это, и разъединяло: земледелец был привязан к своему полю. Скотовод, наоборот, должен был все время кочевать в поисках пастбища. Охотник в погоне за зверем тоже уходил далеко от места, где родился.

А разделение труда все развивалось.

Уже не отдельные члены рода, а целые общины специализировались в какой-нибудь отрасли производства: там, где земля свободна от леса, общины занялись земледелием и скотоводством, жившие ближе к лесу – охотой.

Со временем скотоводство отделилось от земледелия, а затем в самостоятельный вид производства выделились и ремесла. Труд стал более производительным. Появились земледельческие орудия, скот все больше использовался для обработки земли. Там, где раньше нужна была работа нескольких: человек, управлялся один. Этот один мог теперь самостоятельно, индивидуально вести свое хозяйство, а значит, и владеть им. Появилась частная собственность.

 ОБМЕН ТОВАРОМ

Например, у гончара много звонких глиняных горшков. Но все они пусты, а из пустой посудины не поешь. Чтобы насытиться, нужны мясо, масло, хлеб…

У скотовода мяса вволю. Зарежь овцу, и пищи хватит на несколько дней. Но в чем сварить мясо, сделать похлебку, в чем держать запас воды, зерна? Не обойтись без горшка.

Берет гончар свой товар, идет к скотоводу, и… горшок превращается в барана.

Чудо совершилось путем простого обмена. Оба удовлетворены: скотовод получил посуду, гончар – пищу.

Кочует со своим стадом пастух с места на место, много земли обойдет и постепенно наменяет все, что ему нужно: зерна, вина, рыбы, масла, ножей… И других снабдит своими товарами: кудрявыми овцами, круторогими быками, тучными коровами, а значит, мясом, молоком, шерстью, кожей, рогами, костями…

И земледельцы свои товары меняют, и охотники, и рыбаки…

И всякий раз при обмене совершается маленькое чудо: хлеб превращается в топоры, кожи – в лук и стрелы, рыба – в лодку…

Самые разнообразные товары меняют люди. Но не странно ли, почему за одну бочку дают два топора, за крошечную жемчужинку – огромного быка, за кучку пороха – слоновый бивень?

Ничем не похожа неуклюжая бочка на изящные часы, кирпич на автомобиль, калоша на скрипку, радиоприемник на детскую соску.

И все-таки они одинаковы! Все эти предметы – застывший человеческий труд.

Труд творит чудеса.

Несчетное количество лет лежала руда в недрах земли. Приложил человек к ней труд и получил сталь. Из стали сделал трактор и плуг, локомотив и рельсы, перья и струны.

Приложи труд к простому дереву, и оно превратится в дом и мебель, скипидар и канифоль, спирт и деготь. Даже из воздуха можно сделать удобрения для полей и десятки других химических продуктов.

В самом сложном и самом простом предмете незримо застыл труд многих людей.

Ты обстругал щепку и думаешь, что обошелся своим трудом. Но ведь ты работал ножом.

Кто-то для стального лезвия этого ножа добывал и плавил руду, прокатывал сталь, ковал ее, затачивал и шлифовал. У ножа деревянная ручка. Для нее спиливали дерево, распускали на доски, делили на брусочки нужных размеров, строгали, просверливали, приклепывали к лезвию.

Чтобы распилить дерево, нужны пилы. Их делали другие люди. Нужна электроэнергия. Ее производством тоже занято немало рабочих, инженеров.

Много незнакомых людей помогло тебе в твоей работе. В простой инструмент – нож – перенеслись частицы их труда.

Вот почему вещи требуют уважения.

Чем больше вложено труда в изготовление, поиски или добывание предмета, тем выше его стоимость.

Чтобы сделать часы, нужно больше труда – и физического и умственного, чем для изготовления бочки, потому и стоимость часов выше.

Когда товары обменивались, люди бессознательно сравнивали, сколько труда вложено в каждый из них. Может быть, одинаковое количество? Тогда товары просто обменивались один на один.

А может быть, на этот товар затрачено втрое больше труда, чем на тот, тогда за одну штуку первого нужно дать три штуки второго.

Но чем измеряется количество труда? Конечно, его продолжительностью, рабочим временем.

Однако люди работают неодинаково. Одни хорошо знают свое дело, другие хуже, одни расторопные, другие медлительные. На изготовление схожих предметов у них уходит разное время.

Но значит ли это, что костюм, сшитый ленивым портным за четыре дня, дороже такого же костюма, сшитого за два дня?

Конечно, нет!

Для определения стоимости костюма берется необходимое время, которое в среднем затрачивается на костюм многими и разными портными. Раньше костюмы шили вручную. На это уходила уйма времени. Швейные машины значительно ускорили и облегчили работу. Повысилась производительность труда, понизилась стоимость костюмов.

А как же с воздухом?

Воздух и все другие блага, данные природой, если к ним не приложен труд, не имеют стоимости. Они не могут быть товаром.

Казалось бы, это относится и к домашним животным, и к съедобным плодам, и к злакам. Но это не так. Кроме сил природы, их растил человек: он возделывал землю, ухаживал за животными, добывал корм.

Следующее занятие на тему «Как появились деньги и какие бывают деньги?»

Пожалуйста, поделитесь информацией с друзьями и знакомыми в соц. сетях, нажмите на кнопки:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв