Skip to content
 

Не расклеивайте объявления!

Сколько стоит виртуальный бизнес«ЛУЧШЕ РАЗМЕСТИТЕ ИХ В ИНТЕРНЕТЕ», —
ПРИЗЫВАЕТ РУСЛАН ИШМАМЕТОВ, ПРОГРАММИСТ,
А НЫНЕ БИЗНЕСМЕН, ОДИН ИЗ ВЛАДЕЛЬЦЕВ КОМПАНИИ «ИНТЕРНЕТЕР», 
ЗАПУСТИВШЕЙ НЕ ТАК ДАВНО ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТУ БЕСПЛАТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ.
О ТОМ, СКОЛЬКО СТОИТ ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС,
ОН РАССКАЗАЛ «ЛИЧНОМУ БЮДЖЕТУ».

Руслан Ишмаметов о проекте:

«Мы с моим партнером Сергеем Сошневым знакомы больше шес­ти лет. Так что идея работать вместе давно витала в воздухе. К тому моменту у Сергея уже было более 100 проектов. Я в то время работал и отделе маркетинга в крупной западной компании и получал допол­нительное профессиональное об­разование по специальности «ме­неджмент в сфере интернет-технологий».

Практический опыт работы у меня большой, но нужно было систематизиронать имеющиеся знания и со стороны посмотреть на то, чем мы занимались. Но по­лезнее всего оказались те связи, ко­торые были получены в годы обу­чения. С Александром Разовым, на­шим третьим сотрудником, мы как раз вместе учились.

Изначально команда формировалась для работы над корпора­тивными проектами на заказ. Идея сервиса www.уа-уа.гu, интернет-газеты бесплатных объявлении, родилась в ходе обсуждения одного похожего проекта, который нам заказали. Причем произошло это в метро, по дороге на встречу с за­казчиком. Буквально на коленке, карандашом на листочке была нарисована главная страница. Затем она переросла в прототип, немно­го позже был придуман дизайн — и в конце февраля сайт заработал. Параллельно с запуском сайта писался и бизнес-план.

О том, что направление перс­пективно, говорит и количество конкурентов, в числе которых из­вестные крупные проекты (irr/ru (ИД «Пронто-Медиа»), slando.ru (eBay), olx.ru), сервисы в социальных сетях, контекстные сети крупных поисковых порталов, огромное количество бесплатных онлайн-досок объявлений. Единственное оружие, которым мы можем бороться с их огромными рекламными бюд­жетами и большой аудиторией, — это удобство интерфейса, доступ­ность для пользователя и простота оплаты. И, конечно, наша мобиль­ность! Поскольку Yа-Yа- сравни­тельно небольшой ресурс, мы мо­жем буквально каждый месяц добав­лять новые сервисы, а если они не пользуются популярностью, также оперативно их убрать. Это первая стратегия конкурентной борьбы. Вторая будет заключаться в том, чтобы избежать сравнения с онлайн-досками бесплатных объяв­лений, поскольку они очень плохо себя зарекомендовали с точки зре­ния удобства пользования и коли­чества рекламы.

Мы решили предложить част­ным лицам быстрый и простой сер­вис как по размещению, так и по оплате (у нас подключен SMS-сервис). То есть от пользователя требу­ется только составить объявление, отправить SMS, и ваше объявление сразу же появится на сайте. Регис­трация частникам не нужна. А вот юридическим лицам, то есть тем, кто размещает большое количество объявлении, мы предложили услугу «Личный кабинет», доступ к статис­тике (проверить, сколько раз объявление было просмотрено) и рас­ширенную линейку вариантон оплаты (через Сбербанк, электронные системы, с помощью кредитных карт). Кроме того, для тех, кто размещается на долгий срок, действу­ют пакетные скидки.

Наша «фишка» в том, что объяв­ления на сайте размещены как в га­зете. Возможно, тем, кто пользует­ся Интернетом давно и постоянно, это покажется странным, так как они уже привыкли мыслить «горизонтально» — так обычно располо­жены объявления на бесплатных онлайн-досках. Но мы сознательно от этого отказались и обратились к газетному дизайну, привычному для многих пользователей. Кроме того, у нас есть дополнительные ус­луги (пометить объявление марке­ром, передвинуть наверх), которые далеко не на всех похожих сайтах представлены.

Кстати, могу дать такой совет стартаперам: обратите внимание, очень часто решения появляют­ся не внутри компании — клиенты сами подсказывают наиболее удач­ные варианты. У нас, например, была такая ситуация. Мы долго ду­мали, каким образом сделать опла­ту удобной. Создали личный каби­нет для частных лиц, ввели разные дополнительные функции, но пос­ле двух месяцев работы поняли, что это не подходит: люди просто теря­ются в таком разнообразии функ­ций. В итоге мы пришли к тому, что сейчас будем все упрощать. Собственно, на SMS-сернисе решили ос­тановиться, когда поняли, насколь­ко это удобно. Кроме того, SMS-оплата сейчас хорошо рекламируется на ТВ, люди к такой системе при­выкли.

На какие средства сейчас сущест­вует проект? Пока все делается на­шими силами. То есть сегодня ос­новные затраты — это собственные трудозатраты (посчитать их мож­но, оценил, например, наш возможный заработок в другой компании). Плюс затраты на регистрацию компании и торгового знака, ком­пьютеры, офис (аренда обходится в 15000 руб. и месяц).

Пока предложение инвесторам мы не отсылали. По нескольким причинам. Во-первых, сейчас ин­весторы очень тщательно подходят к выбору проекта. И один из крите­риев для инвестирования — это ско­рейшая отдача. Многие ожидают получить прибыль уже через три месяца работы.

Во-вторых, в ближайшие два ме­сяца мы планируем провести рек­ламную кампанию собственными силами, чтобы посмотреть, как это все будет работать, когда увеличит­ся посещаемость. Посчитаем затра­ты на рекламу, рассчитаем, сколь­ко будет стоить привлечение одно­го посетителя, и уже в зависимости от этого будем делать предложение инвестору.

Конечно, нам интересна сумма в $100000 и выше, так как вклады­вать меньше просто не имеет смыс­ла. Условия выхода для инвестора будут зависеть от количества вло­женных средств, оттого, на каком этапе будет в это время сам проект, а также от его условий получения прибыли. В целом мы рассчитыва­ем, что проект в полной мере заработает через год.

Кроме того, нас интересуют не столько конкретные суммы инвес­тиций, сколько перспективы разви­тия сервиса. Сейчас мы запускаем второй проект — www.ad2geo.com, который будет связан с газетой Yа-Ya. По сути, это та же самая газе­та, но на международном уровне и с геосервисом, предоставленным Сооglе. Пользователи здесь полу­чат возможность отмечать на карте свой адрес и местоположение. И еще мы готовим для этих проек­тов дополнительную разработку-предложение — рекламу в мини-фор­мате (22×22 пикселя, так называемые пикады), которую может поз­волить себе абсолютно любой рек­ламодатель».

Комментарий эксперта

   Оксана Радецкая, эксперт компании «АВК-Медиа», которая специализируется на поиске и продвижении новых проектов (www.avkmedia.ru)

1. «Первое — Проект не оригинален, кон­цепция сайта схожа с подобными, уже существующими сайтами-конкурентами. Разра­ботчики знают об этом и из­начально отводят для своего проекта четвертое место пос­ле «большой тройки», пра­вильно отмечая, что Yandex.ru идет по пятам.

Хотелось бы отметить, что проект сам по себе сде­лан хорошо и качественно, но ему очень не хватает изюминки, с помощью которой можно будет позициониро­вать его уже как «уникаль­ный», всячески рекламируя какое-то усовершенствова­ние или приятную «фишку».

Краткое описание проек­та составлено довольно гра­мотно. Учтены основные важ­ные позиции: проведен ана­лиз рынка, разработана мар­кетинговая стратегия, сдела­на бизнес-модель, рассмот­рены этапы развития, прописаны права. Все четко и ни­чего лишнего. Но для инвес­тора, разумеется, должно быть сформировано деталь­ное предложение: необхо­димо указать размер инвес­тиций и условия (какая доля компании достается инвесто­ру, каков срок окупаемости вложений, прописать гаран­тии и т д.).

Что касается расчетов, то абсолютно правильно рас­сматривать два (или несколь­ко] варианта развития событий: оптимистичный и пес­симистичный — что и сде­лала команда. Однако я бы разделила эти варианты на две самостоятельные табли­цы, это удобно для дальней­шей работы, для отслежива­ния процесса и корректиров­ки. В пессимистичном вари­анте на первом этапе пред­лагаю уменьшить доходы от рекламы.

В расчетах нет расходов на раскрутку сайта, а в раз­деле «Маркетинговая стра­тегия и продажи» в бизнес-плане предусмотрена кон­текстная и баннерная рекла­ма. Если все же на рекламу не будут тратиться денеж­ные средства, то рекомендую описать более подробно ва­рианты раскрутки (возможно, оригинальные способы) — это преимущества проекта, не следует об этом забывать.

Такие понятия, «как чис­тый денежный поток, норма дисконтирования, внутрен­няя норма доходности, ин­декс доходности», добавить в расчеты можно (для полно­ты картины], но только в том случае, если разработчики в этом разбираются и смогут прокомментировать инфор­мацию. Для инвестора важно иметь четкую картину по за­тратам и доходам. Инвестор все равно будет пересчиты­вать проект самостоятельно.

2. Второе — Проект будет востребован, даже в условиях кризиса, но его судьба будет зависеть от раскрутки и дальнейшей стратегии.  То есть картину мы имеем следующую. С од­ной стороны, проект не ин­новационный, в роли перво­проходца ему выступать не придется. Возможные дохо­ды и риски легко просчитать, беря за основу долю рынка, которую планирует занять проект. Для инвестора это даже плюс, ведь в проектах, которые сами под себя со­здают рынок (а часто и ис­кусственно формируют пот­ребности), невозможно ниче­го сказать наверняка. С дру­гой стороны, занять нишу на рынке, по крайней мере с тремя крупными игрока­ми, довольно непросто. Зна­чит, придется вкладываться в продвижение, рекламную кампанию или искать нестан­дартные ходы.

3. Третье — Если говорить о рисках, то они те же, что и у других интернет-проектов: сайт не станет популярным, сайт не заработает определен­ное количество денег и т. д. Разработчики должны пони­мать конечную цель и этапы развития, тогда проще будет уменьшить риски.

4. Четвертое — Данный проект уже запущен и работает, поэтому сейчас уже необходимо вкладываться в РR, но посколь­ку денег у разработчиков не как много, как хотелось бы, то нужно разработать этапы продвижения.

Самое главное — в про­екте должна быть изюмин­ка, тем более конкуренты уже раскрученные и нужно дока­зать, почему люди должны идти на ваш сайт. Они при­дут к вам только в том случае, если их что-то заинтересует. А потом нужно помнить, что с четвертого места всегда можно переместиться на пя­тое, шестое и т. д.

5. Пятое — Сейчас с инвестициями сложно, но можно. А вообще, ребята ведь занимаются раз­работкой Интернет-проектов под заказ, поэтому реально разработать стратегию про­движения, используя собст­венные ресурсы.

6. Шестое — Я бы порекомендовала как можно активнее продвигать сервис уже существующим клиентам компании «ИНТЕРНЕТЕР», тем, чьи заказы выполнялись. Его можно по­зиционировать как времен­но бесплатную услугу — «толь­ко для самых любимых клиен­тов», предоставлять скидки партнерам клиентов и т. д. Та­кой «сарафанный» РR может сработать».

Пожалуйста, поделитесь информацией с друзьями и знакомыми в соц. сетях, нажмите на кнопки:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв