Skip to content
 

Вдвойне красиво

 ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД
ПОДРУГИ ИРИНА ЗАЙЦЕВА И ИРИНА ЛУКЬЯНОВА
ОТКРЫЛИ ШКОЛУ СТИЛИСТОВ «АВАНСЦЕНА».

К тому времени у Зайцевой уже был Гран-при на всемирном конкурсе стилистов в Париже, а Лукьянова преподавала мастерство макияжа на протяжении 12 лет. О том, есть ли в малом бизнесе место творчеству и как сохранить дружбу на работе, Ирины рассказали в интервью «Личному бюджету».

Любой высококлассный специалист однажды решает поделиться накопленными знаниями, просто возникает потребность в слушателях, потребность поделиться накопленными знаниями. Так и родилась школа стилистов.

 

Идея создания шко­лы стилистов витала воздухе. Сейчас уже труд­но вспомнитъ, кому именно она пришла и голову, поскольку к тому момен­ту мы с Ирой были знакомы уже око­ло семи лет и долго вместе работали. У стилистов и визажистов два спосо­ба самореализации: работать как частный специалист с артистами в шоу-бизнесе или преподавать — и имен­но это дает некий статус, тогда как ос­новной доход приносит, например, работа в «Останкино».

Когда ты достаточно тесно рабо­таешь с большим количеством организаций и видишь, как устроен их бизнес, невольно думаешь, как бы ты сам все это устроил. Но, разумеется, мы наступили на те же грабли, что и все остальные.

 

Самой большой сложностью было собрать коллектив единомышленни­ков. Выстроить правильную систему взаимоотношений, не переходящих в панибратство На первых порах не получалось. Чтобы создать сплочен­ную команду из людей, разделяющих наш подход и идеи, нам потребова­лось четыре года.

 

Каково начинать малый бизнес, свое дело без бизнес образования?

Да, мне меньше всего хотелось быть администратором, директором или менеджером. Хотелось творить. Но в результате мы поня­ли, что найти «специально обученного человека», который всей душой болел бы за наше дело, был до конца бескорыстен… Таких не бывает вооб­ще. Или его появление — счастливое стечение обстоятельств. Ведь как бы­вает: подобный администратор-распорядитель со временем нередко пре­вращается в функционера, который только отдает команды. И ему начи­нает казаться, что процветание шко­лы — это целиком его заслуга. Часто я слышала такие слова: «Если я уйду, ваша школа перестанет существовать через две недели!» А школа стилистов между тем все существует и существует…

Сегодня у нас есть бухгалтер и генеральный директор (мужчина, между прочим), который взаимодействует со всеми официальными инстанциями. Мы с Ириной тоже так или иначе принимаем во всем участие, но прежней нагрузки уже, к счастью, нет.

Но с другой стороны, экстремаль­ные ситуации помогают сплотиться. За время существования школы нас посещало очень много проверяющих инстанций, в том числе крайне недру­желюбных…

И в такие моменты, когда ты вот так стоишь, плечом к плечу с челове­ком и понимаешь, что он тоже, как и ты, не отступит, — это сближает.

Однако и любом случае это испы­тание для женской психики. Хотя здесь проявились наши сильные сто­роны: например, я поняла, что, когда меня прессуют, я могу держать удар. И многие недоброжелатели отступа­ли, почувствовав нашу уверенность в себе.

 

Не секрет, что творческому человеку сложнее всего дается рутинная бумажная работа. Вначале мы неправильно работали почти со всеми документами — на недвижимость, с лицензиями. При­шлось потратить немало усилий и де­нег, проходя через различные прове­ряющие инстанции. У многих скла­дывалось впечатление, что у нас туг каждый день — праздник: красивые модели бегают, подъезжают артис­ты на дорогих машинах, деньги текут рекой. Поэтому многие считали своим долгом моментально повышать нам цену на аренду, вскрывать поме­щения, воровать. Мы прошли через многое — вплоть до того, что у нас уби­ли охранника. Это все было очень тя­жело. Я поняла, что нужно очень хо­теть работать в этом малом бизнесе, чтобы все это выдержать. Творить — это чу­десно. Но чтобы творить, нужно «об­расти» защитными слоями — бухгалте­рией, юристами… Только спустя пять лет появилось ощущение, что можно наконец вздохнуть свободно. Да, в са­мом начале ты горишь идеей, но слишком много сил отнимали имен­но эти незначительные на первый взгляд «бытовые» сложности.

 

 Откуда деньги

Все это задумывалось в 1998 г. Тогда после кризиса взять кредит было нереально. Но внезапно поя­вился человек, который искал специ­алистов, чтобы открыть свое дело, салон красо­ты. К тому моменту у него уже были рестораны, рекламное агентство, и вот ему захотелось открыть салон красоты. Через десятые руки он узнал о нас и предложил встретиться, чтобы об­судить возможное сотрудничество. Мне тогда показалось, что это какой-то безумный новый русский, и я сна­чала даже не собиралась с ним встре­чаться. Но непосредственно перед встречей подумала: «Зачем отказы­ваться от того, чего не знаешь? Посмотрю хотя бы».

По сути это был тендер, так как на том собрании присутствовали и другие стилисты. Но в итоге выбор пал на нас. Наш будущий инвестор пред­ложил создать для него салон кра­соты, на что я абсолютно честно от­ветила, что мне это неинтересно, поскольку мы мечтаем о своей шко­ле стилистов. На что он сказал: «Да­вай так: ты делаешь мне салон красо­ты, а я тебе помогаю создать школу стилистов». Получился вполне удач­ный бартер: хорошо пошло и то дело, и наша школа стилистов. А со временем мы расплатились с ним и до сих пор успеш­но сотрудничаем.

У нас есть мысль
собрать специалистов в области красоты в профессиональный клуб,
где все могли бы делиться своим опытом

Салон красоты не самая оригинальная идея для бизнеса. В современном мире очень много салонов красоты, может чуть меньше, чем суши-баров. В чем особенность малого бизнеса — школы стилистов?

 

Мы авторы методики и создатели курса «Художник-визажист». До нас этого курса просто не было. Сей­час такая дисциплина есть в разных школах, называется она по-разному. Но ввели ее в систему обучения  имен­но мы.

Мы сами же и преподаем ее в на­шей школе. Причем, когда мы начи­нали работать визажистами, эта специальность в нашей стране находи­лась в зачаточном состоянии. Не бы­ло косметики, не говоря уже о профессиональных средствах. Не было профессиональных кистей. А потом судьба привела нас в Париж, как потом выяснилось, к самую лучшую школу. И все те гримерские знания, которые у нас были, сложились там в систему. Мы написали методич­ки и опробовали методику в работе в «Останкино» и в съемках клипов.

 

Мы обучаем не только мастерству макияжа, но и гримерному делу. Секретов  в нашем деле очень мно­го. И эти секреты  стоят дорого. Например, мы едем в Берлин на семинар, где собираются специалисты со всего света. Приезжают голливудские ребята и за большие деньги рассказывают, как это делается. А мы возвра­щаемся в школу и  включаем услышан­ное и увиденное в основную програм­му курса.

Пришло время расширять малый бизнес

Да, весной мы собираемся осущес­твить антикризисный проект-от­крыть народную школу красоты вы­ходного дня, когда обычные женщи­ны, которые не собираются работать стилистами, смогут прийти и за 2-3 за­нятия научиться краситься и работать волосами. Это выгодно и с той точки зрения, что на базе школы ра­ботает салон красоты и те, кто у нас учился, часто становятся и нашими клиентами.

Сейчас разрабатывается интерактивный курс для иногородних сту­дентов. Некоторые из них не могут себе позволить приехать на целый год в Москву. Мы предполагаем, что данный курс будет состоять из двух этапов: на первом потенциальным студентам будут предложены обучающиеся курсы на DVD. а дальше решим, будет ли кто-то из нас или преподавателей школы стилистов выезжать в регионы на мастер-классы или же студенты будут приезжать сюда хотя бы на неделю.
В долгосрочных планах есть и проект организации профессионального клуба. Недавно я ходила на семинар одной французской звезды и в очередной раз убедилась в том, что профессионально меня уже труд­но чем-то удивить, разве что появится совершенно новый материал. А развиваться и учиться все равно хочется.  И вот возникла мысль собрать специалистов в области красоты: модельеров,стилистов, может быть, фотографов в профессиональный клуб, где каждый мог бы поделиться своими идеями, опытом, наработками. Впол­не возможно, что из смежных облас­тей каждый из нас мог бы взять что-то для собственного развития
Разумеется, мы хотим, чтобы это была не просто хорошая идея, а бизнес-идея. Мы хотели бы создавать по результатам деятельности такого клу­ба какой-то продукт: может, это будет отдельное издание, обучающие фильмы, мастер-классы. Скорее всего, мы также будем приглашать слушателей.

Как повысить прибыль в малом бизнесе и на чем реально сэкономить

Проводить обучающие семина­ры — это обычная практика во мно­гих компаниях. А что касается затрат, то на рекламу мы уже не можем поз­волить себе тратиться. Да, перед первым набором у нас была реклама на НТВ, а дальше уже работало «сара­фанное радио». Думаю, что и без ТВ-рекламы у нас был бы приличный на­бор, но тогда она помогла сделать это быстро. Хотя сейчас телевизионная реклама для этих целей уже практи­чески не работает. В настоящее время мы сосредоточились на поддержа­нии имиджа, участвуем в выставках и конкурсах. Многие студенты уже работают в кино.

 

Трудоустройство выпускников школы стилистов

Да, нам поступают заявки, и большую часть студентов мы по ним тру­доустраиваем. Правда, часть учени­ков к концу занятий начинают чув­ствовать себя звездами и отказыва­ются стажироваться бесплатно или за небольшие деньги. В такие момен­ты чувствуешь себя мамонтом — мы ведь, когда начинали, столько работали бесплатно и с таким энтузиазмом! И даже вкладывали свои деньги, чтобы практиковаться.

Возможно, нынешний кризис как раз собьет эту спесь, сметет ше­луху и оставит людей, которые дей­ствительно хотят учиться. Так что, возможно, не такая уж плохая ис­тория весь этот кризис.

 

Как изменился спрос на услуги стилиста

Думаю, мы точно поймем это к сентябрю, к новому учеб­ному году. Пока народ учиться хочет и деньги на это находит. Но скорее всего, люди перестанут легко расставаться с деньгами и начнут более взвешенно относиться к выбору профессии и к школе стилистов. А это значит, что останутся по-настоящему увле­ченные люди.

 

Какие требования к сотрудникам

 Человек должен понимать, что он работает в команде. Я, скорее все­го, не возьму «звезду» с претензией во взгляде. Это, конечно, не означает, что мне нужна серая мышь, которая будет во всем меня слушаться. Но работник должен быть готов не только учить, но и учиться. А студенты при­ходят разные. Талантливые и работоспособные берут свое. А есть и те, кто говорит: «Зачем мне это надо, это так трудно, я лучше буду с невестами работать».

Дисциплина в творческом коллективе

Очень сложно поддерживать дис­циплину. Но если ты опоздал на пять минут и при этом прекрасно провел лекцию, никто и слова не скажет. Это даже не мы регулируем, а люди, кото­рые пришли учиться. Они мо­гут пойти и пожаловаться администратору, если их чем-то не уст­раивает преподаватель.

 

Дружба и бизнес совместимы

Мы очень разные по характеру, но поэтому, наверное, нам и проще, мы друг друга дополняем. Конфлик­тов за время работы практически не было. Мы бежим эдакой тройкой: в центре наше дело, а мы по бокам. Смотрим в разные стороны, но бе­жим в одном направлении.

А что касается жизни в целом… Пер­вые 3-4 года свободного времени во­обще не было, и это, конечно, отразилось на семье. Не каждый мужчина готов мириться с тем, что ты приез­жаешь в 2-3 часа ночи домой…  и тебе нужен ужин. Да, и еще ты рано утром уедешь и можешь дна дня вообще домой не приходить. Сам по себе бизнес в артистической среде — это очень труд­но. А когда близкие тебя не поддер­живают, это еще сложнее. Но у тех, кто через это испытание прошел, уже все хорошо.

 

 С чего начать малый бизнес

Бизнес-план, конечно, имеет смысл написать. Другое дело, что человек должен понимать, что жизнь обязательно внесет свои поправки.

Надо быть к этому готовым, вовремя увидеть дополнительные возможности и уметь пере­строиться на ходу.

Пожалуйста, поделитесь информацией с друзьями и знакомыми в соц. сетях, нажмите на кнопки:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв